Герои

АЛЕКСАНДР ПОПОВСКИЙ

Исполнительный вице-президент по корпоративной стратегии и развитию бизнеса «Билайн» рассказал, почему мессенджеры и публичный Wi-Fi не пугают российских операторов и когда сети 4G охватят всю страну.

Расскажите о том, как вы пришли в индустрию.

Я начинал в своем родном городе Кирове, в компании «Кировэлектросвязь», в которой занимался развитием проводного интернета. В те годы это было новое направление, операторы проводного интернета только начинали появляться. Позже работал в «МТС», а в «Билайне» я уже два года.

Количество абонентов мобильной связи продолжает расти?

Сейчас уже скорее нет, в первом квартале этого года число сократилось. В нашей стране, где проживает более 140 миллионов человек, в год продается около 110 миллионов сим-карт. Есть тенденция на покупку нескольких: у людей появляются планшеты, модемы, смартфоны с двумя сим-картами. Это, безусловно, способствует продаже сим-карт.

Голосовая связь сегодня уже уступает место другим форматам общения?

Стало много таких людей — мы их называем Digital Native, — которые действительно больше пишут и постят, чем говорят. Но в этом нет каких-то угроз для рынка связи в целом. Активные пользователи интернета сегодня в основном выбирают пакетные тарифы, в которые за фиксированную плату включены все необходимые сервисы — звонки, СМС и интернет. Чем и в каком объеме пользоваться — человек определяет сам. Среди наших клиентов уже больше 9 миллионов человек подключены на пакетные тарифы линейки «Всё».

Развитие бесплатного Wi-Fi как-то мешает? Вы же теряете в объеме трафика мобильного интернета.

Нет, мы сами принимаем активное участие в подобных проектах. При таких низких ценах на связь, которые существуют в России, рост трафика передачи данных для операторов — зачастую проблема с точки зрения финансовой эффективности. Мы даже выигрываем, если часть этого траффика будет обслуживать публичный Wi-Fi.

Недавно ваши коллеги из «Мегафона» выступали с предложением регулировать деятельность мессенджеров. Вы в своем твиттере не поддержали их подход. Почему?

Уверен, что такая политика обернется только недовольством клиентов. Стратегия «Билайн» — «Просто. Удобно. Для тебя». Клиентам удобно пользоваться мессенджерами. И попытка искусственно их ограничить приведет только к волне негатива в сторону операторов связи.

Мы не видим перспектив и в том, чтобы конкурировать с мессенджерами. Многие операторы пробовали создавать собственные сервисы обмена мгновенными сообщениями, фото и видео, но только единицы из них стали популярны. Компании, разрабатывающие мессенджеры, гораздо более гибкие, подвижные и более сфокусированы на лидерстве в этом сегменте, чем операторы. У многих из них уже огромная аудитория. Например, только у WhatsApp более 25 миллионов активных пользователей в России. Конечно, есть определенная перспектива у технологий вроде RCS, но это скорее не альтернатива, а специализированный сервис для общения в сетях LTE и Wi-Fi. Можно рассчитывать на то, что эта технология заменит SMS и будет поддерживаться всеми новыми смартфонами в ближайшие пару лет.

Есть же оригинальные проекты мессенджеров, в том числе и в России. Например, которые работают без мобильных сетей.

FireChat?

Да. Как считаете, есть ли какая-то перспектива у таких проектов?

FireChat — оригинальная инженерная идея, но пока совсем без сетей мобильной связи обойтись невозможно. Более того, сейчас клиенты ожидают от оператора, что мобильный интернет будет в любой точке.

Как у вас развивается 4G? В Нижнем Новгороде, читал, совсем недавно запустились.

Да, сеть 4G появилась в Нижнем Новгороде в июле. Я считаю, что в России сложилась уникальная ситуация. Мы входим в десятку стран с самыми низкими тарифами на мобильную связь. При этом 98% населения находится в зоне, покрытой сетями третьего поколения, а свыше 60% — уже сетями четвертого поколения.

И покрытие сетей 4G будет расти. Уже начали появляться доступные смартфоны, способные работать в 4G. Я думаю, что это будет новый тренд 2016 года, когда новые телефоны без поддержки 4G станут редкостью.

Мы очень вовремя стали строить сети четвертого поколения: как раз к тому моменту, когда количество 4G-устройств будет значительным, мы будем готовы.

Получается, на СМС мы больше не тратимся — пишем в мессенджерах, объем потребления мобильного интернета, очевидно, сократился — кругом от парков до метро есть бесплатные сети. На чем же вы зарабатываете?

Нет, все как раз наоборот. Потребление мобильного интернета не только не сократилось, но и постоянно растет. Если взять, например, пользователей iPhone, то год назад каждый тратил примерно 1,3 Гб трафика в месяц, а сегодня — 2 Гб. При этом уже упомянутые пакетные тарифы позволяют клиентам контролировать расходы — люди выбирают нужный им объем услуг за фиксированную плату.

Как вы смотрите на брендирование телефона, привязку к какому-то оператору?

Это выгодно и операторам, и клиентам. В любом случае телефон не может быть совсем безымянным. И если он выпускается под брендом оператора, это заведомо более выгодное предложение для клиента по цене и по набору услуг связи, которые зачастую идут в комплекте.

Привязанность к оператору не является дискомфортом?

Надо сказать, что они весьма условно «лоченные». У нас в компании открытая политика предоставления кодов разблокировки, их можно получить при продаже или в любой другой момент. Мы не хотим создавать никаких неудобств клиентам.

Вы сейчас приехали из Москвы в Петербург. Сравните абонентов двух столиц.

С точки зрения компании и абонентов это, конечно, два абсолютно разных города. Начнем с того, что в Москве мы лидеры рынка со всеми вытекающими положительными последствиями. Мы самый народный и массовый оператор. В Петербурге у нас, буду откровенным, долгое время не очень получалось. Мы довольно долго оставались на вторых ролях и наращивали абонентскую базу в основном за счет предложений для мигрантов. У нас в этом сегменте очень сильные ценовые предложения благодаря дочерним компаниям группы, которые работают в странах СНГ. Однако теперь качество нашей сети в Санкт-Петербурге на высоте. Мы существенно нарастили обороты бизнеса и заметно усилили позиции. Мы поменяли нашу политику продаж: мы создаем специальные предложения для двух столиц — для клиентов, которые ездят между Москвой и Петербургом. Стоимость общения в обоих городах для них одинаковая. И жители города нас охотно выбирают.

А что у вас самого в телефоне? Неужели не пользуетесь мессенджерами?

Пользуюсь, конечно. Есть и Viber, и WhatsApp. Кроме того, я активен в социальных сетях. Предпочитаю твиттер, потому что люблю короткие и емкие сообщения. «ВКонтакте», на мой взгляд, это настоящий российский феномен. На этой социальной сети уже выросло целое поколение.